Отчет

О водном путешествии первой категории сложности
по реке Западная Двина.

 

Отчет содержит описание учебно-тренировочного похода, совершенного двумя группами Балашихинских туристов в рамках школы по подготовке участников и руководителей

водных походов


 2003 год.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Справочные сведения (паспорт спортивного похода). 3

Состав групп.. 4

Описание района путешествия. 5

Краткая гидрографическая характеристика реки. 5

Географическое описание. 5

Подготовка к походу.. 6

Подъезды и отъезды... 6

Расписание поездов через станцию Западная Двина (время Московское). 6

Аварийные сходы с маршрута, запасные варианты... 6

Изменения маршрута и их причины. 7

Обеспечение безопасности.. 7

Страховка. 7

График движения. 8

Техническое описание маршрута. 9

Приложения

Групповое снаряжение (указано снаряжение, применявшееся в обеих группах). 14

Список личного снаряжения. 15

Групповой ремнабор: 16

Судовой ремнабор: 16

Групповая аптечка. 17

Организация питания в походе. 18

Картографические материалы, кроки препятствий. 21

.. 24  

Фотографии


Справочные сведения (паспорт спортивного похода) 

Проводящая организация: Управление по физической культуре, спорту и туризму Администрации г. Балашихи.

 

Место проведения похода: Россия, Тверская область, река Западная Двина.

 

Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

общая

ходовых дней

Водный 

Первая

171

11

8

25.04.2003 – 5.05.2003 

 

Подробная нитка маршрута: Балашиха – Москва – Великие Луки – ст.Охват – оз. Охват – р.Западная Двина – д.Шишово – ст.Западная Двина – Москва – Балашиха.

Определяющие препятствия маршрута: Вережуйские пороги

Вид препят-ствия

Категория трудности

Длина препятствия (для протяженных)

Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.)

Путь прохождения (для локальных препятствий)

 Порог, шивера

 вторая

 Общая длина участка »750 м

 Сливы, как по всей ширине русла, так и локальные; каменистая отмель в русле; валы до 0.7 м; навал на ствол дерева, лежащий в центре реки; локальные «бочки» до 0.6 м;  перепад высот на длине участка – более 1.5 м. Участок имеет три выраженные ступени, разделенные короткими быстротоками.

 Линия дви-жения в большую воду видна с наплыва. При необходимос-ти, для ос-мотра можно причалить к любому бере-гу.

 

Ф.И.О., адреса, телефоны руководителей групп:

Афанасьева Людмила Анатольевна, Балашиха, ул. Свердлова 21, кв.10, тел. 523-83-14;

Базалеев Евгений Владимирович, Москва, ул. Бутлерова 36, к.1, кв. 44, тел. 333-39-59.

 

Адрес хранения отчета:  отчет хранится у Афанасьевой Л.А., копия – у Базалеева Е.В. Видео- и киноматериалы отсутствуют.

 

Поход рассмотрен МКК г. Электростали, шифр 150-09-33333000

 




Состав групп:

Группа №1 (маршрутная книжка 4/03)

N

Фамилия Имя
Отчество

Год рожд.

Место работы

Опыт

Обязанности в группе

1

Базалеев Евгений Владимирович

1968

Москва, ВНИИНМ инженер

Жиздра 1-р, Шлина -Тверца 1-р

Руководитель,  капитан байдарки

2

Базалеева Ксения Олеговна

1972

Москва, МИСИС преподаватель

Жиздра 1-у, Шлина -Тверца 1-у

Завхоз, финансист, матрос байдарки

3

Бацулина Тамара Юрьевна.

1972

Москва, МГТУ преподаватель

Цна-Тверца 1-у,

Фотограф, матрос катамарана

4

Калашников Сергей Константинович

1951

Балашиха, ЦДО, педагог-организатор

Она 4-р,  Храми 2у-р

Реммастер, капитан катамарана

5

Диденко Дмитрий Александрович

1987

Москва, математический колледж, студент

П.в.д.

матрос катамарана

6

Наседкина Анна Павловна

1984

РХТУ, студент

Кереть, 2-у

матрос катамарана

7

Бацулина Александра

1996

ребенок

П.в.д.

юнга катамарана

 

Группа №2 (маршрутная книжка 5/03)

N

Фамилия Имя
Отчество

Год рожд.

Место работы

Опыт

Обязанности в группе

1

Афанасьева Людмила Анатольевна

1957

Балашиха, ср.шк.26, преподаватель

Катунь 5-у (кат.), Курчум 3у-у (байд.)

Руководитель,  капитан байдарки

2

Карабин Алена Борисовна

1988

Балашиха, ср.шк.27, ученица

Юрюзань 1-у, Кереть 2-у

Фотограф, матрос байдарки

3

Карабин Борис Николаевич.

1956

Мытищи, ЗАО «Остров», инженер

Катунь 5-р (кат.), Курчум, Прут   3у-р (байд.)

Завхоз, финансист, капитан байдарки

4

Карабин Алексей Борисович

1986

Балашиха, ср.шк.26, ученик

Юрюзань 1-у, Кереть 2-у

Рыбак, матрос байдарки

5

Зиньков Вадим Васильевич

1967

Москва, ЗАО «BGS» инженер

Рессета-Жиздра 1-у

Реммастер, капитан байдарки

6

Зинькова Татьяна Викторовна

1967

Москва, МГТУ инженер НИС

Рессета-Жиздра 1-у

матрос байдарки

7

Сундуков Иван Игоревич

1967

Москва, СПРМФ, сист. программист

Рессета-Жиздра 1-у

Фотограф, матрос байдарки

8

Васильев Владимир Викторович

1967

Москва, СПРМФ, инж.-программист

Поля-Клязьма 1-у

Фотограф, капитан байдарки

9

Зинькова Виктория

1993

ребенок

Рессета-Жиздра

юнга

10

Сундукова Екатерина

1993

ребенок

Рессета-Жиздра

юнга

 

Поход проходил в условиях высокого уровня воды (весеннего половодья).

Средства сплава: катамаран-четверка, три «Тайменя-2», две каркасно-надувные самодельные байдарки, каяк (был собран и использовался на дневке, для тренировки на Вережуйских порогах).


 

Описание района путешествия

Внимание! В районе есть очаги распространения клещей, хотя случаев энцефалита до сих пор отмечено не было.

Краткая гидрографическая характеристика реки

Западная Двина берет начало на Валдайской возвышенности на высоте 245м над уровнем моря  и впадает в Рижский залив Балтийского моря, образуя дельту. Длина реки 1020 км, площадь бассейна 87900 кв.км. Средний годовой расход воды в устье 678 куб.м/с, средняя скорость течения 3-4 км/час.

Географическое описание

Западная Двина (на территории Латвии - Даугава) - река на Западе Европейской части России. Протекает по Тверской, Смоленской, Псковской областям РФ, Витебской обл. Белоруссии и по Латвии. Река берет начало в лесах Валдая. Из оз. Двинец она вытекает еще ручьем, быстро набирает силу и течет через оз. Охват, представляющее собой ряд больших плесов соединенных протоками. Ниже Охвата это уже довольно крупная полноводная река.

 Основные притоки: левые - Велеса, Межа, Каспля, Лучеса, Березка, Улла, Ушача, Дисна; правые - Волкота, Торопа, Жижица, Усвяча, Лужесянка, Сосница, Полота, Дрисса, Сарьянка, Росица, Дубна, Айвиксте.

Река очень извилистая, берега преимущественно высокие, холмистые поднимаются откосами-косогорами. Смешанные и хвойные леса чередуются с полями, сосновыми и дубовыми рощами. В русле есть мели, перекаты и пороги. В Смоленской области река, например, течет 69 км по слабоволнистой озерно-ледниковой частично заболоченной равнине с участками моренных отложений. Средние абсолютные высоты 140—160 м. Долина реки слабо взрезана, русло изобилует валунами. Пойма не выражена или отсутствует. Есть только одна надпойменная терраса, возвышающаяся над меженным уровнем на 7—8 м. Леса сосновые и елово-широколиственные, много также молодых березняков и осинников. Луга преимущественно низинные, поросшие кустар­ником, местами заболоченные.

В Белоруссии от г. Сураж до с. Руба перед Витебском расположена Суражская низина, когда-то бывшая дном приледникового озера. Лишь кое-где на поверхность выступает морена, слагающая невысокие холмы. В плоских котловинах приютились небольшие округлые и лентовидные озера Тиссто, Вымно и Яновичское. Вблизи реки тянутся многочисленные деревни, поля ржи, льна и картофеля. Сосновые и еловые леса с примесью берез, осин и дубов богаты ягодами и грибами. Иногда среди лесов встречаются болота с низкорослыми деревцами на ковре буро-зеленых осок и мхов.

У Витебска Невельско-Городокская и Витебская возвышенности подходят вплотную к реке. Между Витебском и Полоцком, этими старейшими городами Белоруссии, Зап. Двина течет в узкой долине. Крутые повороты сменяются длинными, почти прямыми плесами. Узкая пойма с заливными лугами перемежается с песчаными отмелями. В обрывистых склонах долины виден красно-бурый суглинок и моренные отложения. Валунно-галечные россыпи нередко выступают из воды. Кое-где обрывы с тонкими слоями озерно-ледниковых глин различной расцветки.

Полоцк и Новополоцк находятся почти в центре Полоцкой озерно-ледниковой низины, простирающейся от Браславской до Невельско-Городокской возвышен­ности. На западе низины глинистые, нередко заболоченные почвы. Они довольно плодородны и потому распаханы. Лесов мало. Наоборот, в северной и северо-восточной ее частях почвы бедные: песчаные и супесчаные. Распаханных земель меньше, зато очень много сосновых, еловых, смешанных и мелколиственных лесов.

Нерегулярное грузовое судоходство осуществляется на Зап. Двине па участках Велиж — Витебск и Витебск — Верхнедвинск. Сплав леса ранее проводился в плотах от устья Межи до Витебска.

На реке сооружены ГЭС: Кегунская, Плявинская и Рижская — все на территории Латвии.

Основные города: Андреаполь, Западная Двина, Сураж, Велиж, Витебск, Полоцк, Новополоцк, Верхнедвинск, Даугавпилс, Рига.

Подготовка к походу

 В период подготовки к походу были проверены баллоны для катамарана-четверки и каркасно-надувных байдарок, емкости непотопляемости для «Тайменей», отремонтированы наборы одной из байдарок и каяка, сшиты новые спасжилеты двум участникам. Были проведены организационные собрания, распределены обязанности в группах, определен необходимый объем закупок провизии, билетов и так далее. Также, во время подготовки, участники знакомились с описанием района путешествия, лоцией реки и планом путешествия. В течение 1.5 месяца до похода велись теоретические занятия, анализировался опыт прошлых походов. Все участники сами следили за своей физической подготовкой. Часть группы в апреле принимала участие в водных ралли, организованных Московской областной федерацией туризма и Красноармейским турклубом, именно с тем снаряжением, которое было затем взято в поход (в том числе проверку прошла одна из КНБ и каяк).

Подъезды и отъезды

От Москвы до станции Охват можно доехать поездом, с пересадкой в Великих Луках или на станции Бологое-Московское. Однако с 25 мая 2003 года ежедневный поезд Великие Луки – Бологое отменяется без всякой адекватной замены (с конца мая  и до сентября по средам и воскресеньям планируется поезд В.Луки – С.Петербург). Поэтому останется только вариант автомобильной заброски от станции Западная Двина. На станцию, к приходу нашего поезда, подъехали несколько разных машин, с явными намерениями развезти прибывающих туристов кому куда надо. Наши группы также воспользовались этим способом заброски, наняв «Газель» и «Жигули». Примерно через два часа мы уже выгружались у озера Охват, в районе с. Бобровец. Нам автозаброска обошлась по 110 руб./чел.

Выезд с маршрута - тоже на автотранспорте, до станции Западная Двина. Через с. Шишово ходит рейсовый автобус от с. Ильино до вокзала (там же рядом и автостанция) в г. Западная Двина. Вечерний рейс из Ильино уходит в 18-00, примерно в 18-15 он в Шишово, еще через 15-20 минут автобус проходит через Севастьяново (еще одна возможная точка окончания сплава). Этим рейсом мы и уехали. В принципе, в самом Шишово или на трассе реально нанять машину, но это может занять некоторое время. Билеты на поезд до Москвы взяли на месте почти без проблем, если не считать того, что пришлось ехать в разных вагонах и большей части группы – в общих сидячих, с самолетными креслами.

Расписание поездов через станцию Западная Двина (время Московское)

 

№/п

Путь следования

Отправле-ние с начальной станции

Прибытие

Отправле-ние

Прибытие на конечную станцию

Дни следования

661А

Москва – Великие Луки

20.13

4.40

4.50

7.00

Ежедневно, кро-ме июня и июля

662А

Великие Луки - Москва

20.58

22.57

23.00

6.46

Ежедневно, кроме конца мая


 

 

 

Аварийные сходы с маршрута, запасные варианты

В случае необходимости, сойти с маршрута можно в г. Андреаполе, в деревнях Козлово, Ерохино; в пос. Железово, в г. Западная Двина; в дер. Шестаково, Шлыки, Севастьяново. Все эти населенные пункты имеют устойчивое автомобильное сообщение между собой и со станциями железнодорожной линии Великие Луки – Москва.

Запасные варианты маршрута нашими группами не предусматривались, поскольку не было обнаружено такой необходимости, однако в районе проведения похода найти таковые не представляет сложности. Практически с теми же подъездами можно выбрать маршруты по р.р.Велесе – Двине и Торопе – Двине. Пройденный нами маршрут, при наличии дополнительного времени, можно логично удлинить, включив в него участок З.Двины до устья р.Торопы, а также р.Жижицу, оз.Жакто и оз. Жижицкое.

Изменения маршрута и их причины.

            По сравнению с первоначально запланированным, маршрут сократился примерно на 8-9 км водного пути по оз. Охват в связи с изменением вида заброски (первоначально планировалось доехать до Охвата поездом). Решение было принято при согласовании маршрута заброски с водителями. Это никак не отразилось на целостности и интересности маршрута, зато позволило сэкономить полдня для проведения дополнительных практических занятий, а также избежать спешных сборов при отъезде.

Обеспечение безопасности

Опыт участников соответствовал выбранному маршруту.

Для обеспечения личной безопасности у каждого участника имелся спасательный жилет объемом не менее 15 литров, каска а также спички в герметичной упаковке. Экипажи байдарок (кроме одного «Тайменя») имели специальные гидрокостюмы, но все участники были обеспечены непромокаемой одеждой и обувью, а также сменной ходовой одеждой.  В каждом экипаже, как минимум, один участник имел на себе нож-стропорез. Часть участников изготовила спасжилеты самостоятельно, некоторые купили их в фирменных магазинах.

Все каркасные байдарки имели по две емкости непотопляемости, закрепленные в носу и корме, общим объемом около 40 литров на лодку, каждая гондола катамарана имела по два независимых баллона. Каждая группа имела групповые ремнабор и аптечку, каждый экипаж, кроме того,  имел судовой ремнабор. Продукты, общественное и личное снаряжение упаковывалось в гермомешки и привязывалось к набору судна.

Ключевые препятствия проходились с разведкой и страховкой с воды. (Береговая страховка была предусмотрена, но не применялась). Наличие хорошего описания исключало ошибки в ориентировке и вход в ключевые препятствия без разведки.

Страховка

В походе предусматривались пассивные и активные методы страховки. Пассивная страховка обеспечивает подачу спасательного конца (веревка до 30м) с берега бросательным мешком. Она имеет следующие преимущества: меньше зависит от береговой обстановки, быстро приводится в состояние готовности, имеет широкий радиус действия. Главный ее недостаток - обязательная активность объекта спасения.

Активная страховка - постановка катамарана ниже препятствия для осуществления страховки, а также прохождение сложных участков тандемом, где первым идет более опытный, подготовленный экипаж, определяющий наиболее безопасную линию движения. Преимущество - оперативность и точность выхода к спасаемому объекту, эффективность в случае его пассивного поведения. На данном маршруте страховка с воды предпочтительнее страховки с берега из-за ширины русла, к тому же невысокая сложность препятствий позволяет осуществить безопасное прохождение даже неопытным экипажам без дополнительных затрат времени.

На проходных участках реки движение осуществлялось в кильватерной колонне, интервал движения 15-150 м (поскольку меньшее расстояние ограничивает маневр судов, а большее не позволяет быстро прийти на помощь), что обеспечивало взаимную страховку в течение всего пути. Наименее опытные экипажи всегда шли в середине колонны, то есть находились под контролем и спереди и сзади.

            Прохождение Вережуйских порогов неопытными экипажами байдарок и каяка во время тренировок осуществлялось только в сопровождении катамарана.


График движения

Дни

Даты

Участок пути (от-до)

Протяженность участка, км

Ходовое время, час

Определяющие препятствия

Метеоусловия

Примечания

1-2

25-26.04.2003

Москва-ст.Зап.Двина-оз.Охват

-

-

нет

В поезде ночью жарко

 

2

26.04.2003

Сплав от старта до траверза дер. Козлово

23

5

Кауровские пороги

Переменная обл. тепло. Примерно 15-17 град.С

Пороги залиты. На поверхности воды легкое волнение

3

27.04.2003

Сплав до траверза дер. Алексеево

18

4,5

нет

--«--

 

4

28.04.2003

Сплав до д. Андроново

16

3

нет

Ветрено, накрапы-вает дождик. Похо-лодало на 4-6 град.

 

5

29.04.2003

Сплав до лев. притока – реки Будвинки

33

7,5

нет

Пасмурно, но не холодно.

Река сильно петляет.

6

30.04.2003

Сплав до дер. Загорье

28

4,2

Плотина в городе Зап.Двина

Переменная обл., утром –дождь, к вечеру –солнце и тепло

Плотина залита полностью, чистый проход правее центра.

7

01.05.2003

Сплав до Вережуйских порогов,

20

4,5

Вережуй-ские пороги

Солнечно, но поры-вы ветра. Ночью на почве заморозки.

Прошли 1-ю ступень, т.к. выше стоянок нет.

8

02.05.2003

Дневка.

0

-

Вережуй-ские пороги

Перем.обл. шква-листый ветер с кратковременными дождями

Занятия и тренировки на порогах.

9

03.05.2003

Сплав до дер. Севастьяново

21

3,5

нет

Солнечно и тепло

Река сильно петляет. По ощущениям прой-денное расстояние явно больше, чем по карте.

10

04.05.2003

Сплав до дер. Шишово

12

2,5

нет

Облачно, ветер, к вечеру пошел дождь

Места для сушки, разборки есть недале-ко от автодорожного моста.

10-11

04-05.05.2003

Шишово-г. Зап.Двина-Москва

-

-

-

--«--

 

 

 

Итого

171

35,7

 

 

 

Техническое описание маршрута

От ж.-д. станции Охват на линии Бологое — Великие Луки до живописного оз. Охват около 500 м по улице поселка. Озерный плес уходит на юго-запад, постепенно сужаясь. На северном берегу озера у протоки стоит д. Бдынь. За короткой протокой озеро вновь расширяется, плес становится еще больше. Плыть нужно на юго-запад и запад, на юг (налево по ходу движения) уходит большой плес-залив устья Нетесьмы, а несколько западнее — плес на север (направо по ходу движения) - залив у устья Волкоты. Недалеко от истока Западной Двины на северном берегу озера расположен пос. Бобровец. Здесь плес поворачивает на юг и вскоре сужается до 20—30 м, появляется заметное течение. Это и есть исток Зап. Двины, до которого от пос. Охват около двух часов хода на байдарках. По берегам Охвата — хороший сосновый лес, есть оборудованные биваки и места для стоянок, однако берега озера низкие и весной многие стоянки подтоплены.1)

После выхода из озера, Западная Двина представляет собой полноводную реку шириной более 30 метров и скоростью течения 5-6 километров в час, и она сразу мощным течением подхватывает суда. Местами вода несется через полузатопленные кусты и деревья, иногда выступающие внутрь реки на 5-8 метров. Берега реки живописны, поросли хвойным лесом, русло расширяется до 40—50 м.

Через полчаса преодолеваем несложные Кауровские пороги. На них река сужается до 15-20 метров, скорость течения увеличивается. При большой  воде они представляют из себя просто быстрины с сильным течением и небольшими стоячими волнами. Такой характер река сохраняет на протяжении 7-10 минут. Четкие ориентиры порогов назвать трудно, с другой стороны это препятствие несложно и не требует ни остановки, ни принятия повышенных мер безопасности. По словам участников нашего похода, проходивших эти места летом, при меженном уровне воды, и тогда пороги несложны: чистые сливы с валами до 0.4 м в основной струе.

Далее, на протяжении нескольких километров берега хорошие, лесистые, стоянки удобные.

            Вскоре преодолеваем еще быстрину и подплываем к с. Курово (П)2) с памятником солдатам, павшим в войну, который виден с воды (Л). Здесь в 1942 году происходили ожесточенные бои с фашистами.

            Постепенно леса отступают от воды и впереди появляется районный центр Андреаполь. Ходовое время от старта до начала городских построек – примерно 2.5 часа. Город расположен по обоим берегам  и вытянут (впрочем, как и почти все населенные пункты) вдоль реки. Местные жители вполне приветливы. Реку пересекает четыре моста: первый при входе в город - железнодорожный. Под мостом никаких свалок не заметили. Три остальные моста - автомобильные. Под вторым мостом быстроток и, судя по всему, груды камней или мусора, залитые водой. В малую воду, возможно, они могут доставить неприятности. Два следующих – чистые, но не известно как они выглядят в малую воду. Сплав в черте города занял более получаса. На выходе из города – деревянный пешеходный мостик, в нашу воду достаточно низкий, но под левым берегом можно проскрестись без обноса. После города, в течение 40 мин. хода - безлесный участок. Ближе к его концу через реку протянуты три линии ЛЭП недалеко друг от друга. Но берега довольно быстро одеваются в сосново-еловый наряд. После города река уходит как бы в каньон, с воды мало что увидишь, но стоянки найти можно. На одной из них мы и остановились. У воды мест, пригодных для стоянки, практически не видно, но стоит выбраться на береговые откосы, как проблема легко решается.

 Течение здесь быстрое, река очень мощная. В реке много «поганок», поднимающихся над уровнем воды сантиметров на 5-10 (и это на равнинной реке!!). Глубина реки большая, вода темная, берега круто уходят в воду. На поворотах образуются мощные улова с «поганками». У д. Козлово (деревня на  реку не выходит и с реки не видна)  - остатки старого и новый автомобильный мост.

От лесоучастка д. Лубенькино (Л) с висячим пешеходным мостиком река меняет направление с южного на западное. Далее левый берег высокий, открывается обширный обзор. Затем река сужается, снова уходит в лес, сильно петляет, течение усиливается.

Через 45 мин. хода от Лубенькино открывается д. Ерохино (П), стоящая чуть вдали от берега. На открытом правобережье видна насыпь шоссе. Ширина реки на плесах 50—60 м и 40—50 м в сужениях, течение – около 6 км/час. За Ерохино на обоих высоких берегах отличные сосновые леса, течение остается быстрым, но все же не таким, как раньше. Появляются плесы с более спокойным течением. Ширина реки 50—70 м.

Примерно через 20 мин. хода, после д. Ерохино (П), река углубляется в лесной массив, с воды видны оборудованные стоянки. В этих местах и ниже по берегам часто встречаются остатки окопов, местами колючая проволока. Чуть ниже реку пересекает ЛЭП. Берега повышаются, места и здесь живописные. Река извилистая, похоже, что на карте нет и половины ее поворотов.

У воды мало мест, пригодных для стоянок. Выходы на берег не всегда удобные. Река протекает как бы в лесном ущелье. Оба берега, как правило, высокие, поросшие густым кустарником и подростом деревьев. Ночевали на высоком правом берегу, выбравшись на вершину берегового откоса. Здесь проходит старая и малоезженная лесная дорога.

Примерно в трех часах хода от д. Ерохино река расширяется, периодически выходит из леса, но проблем со стоянками нет. Характер реки не меняется. Перед п. Железово сваи от старого высокого деревянного моста с ледоломами. У самого поселка железобетонный автомобильный мост. Вскоре за ним – провода через реку. Встали на ночевку примерно минут через 15-20 хода после моста на высоком левом берегу, в небольшой сосновой роще.

Ниже река становится несколько более открытой, русло — шире, течение несильное, по берегам много ив, лес чаще отходит от воды. На левобережье вдали от воды видно с. Хотино, напротив которого - навесной пешеходный мостик. Места хорошие, но более открытые, менее лесистые, река течет явно медленнее, чем раньше.

Места, пригодные для остановок, есть везде — и до, и после Железово, до шоссе Москва — Рига, но до поселка их (по ощущениям) больше. Ночевали в небольшом перелеске на левом берегу, ниже моста на шоссе Москва — Рига. Место для такой большой компании нашли не сразу, и не идеальное. За хорошими сосновыми дровами пришлось ходить достаточно далеко. Кроме того, дорога достаточно хорошо слышна. Если бы не относительно тихоходный катамаран, останавливаться было бы лучше где-то на полпути между Железово и автотрассой, или даже выше, и проходить этот участок за один день.

            Примерно через час хода после стоянки подошли к г. Западная Двина. Строения, выходящие к воде, небольшие и не “подавляют” реку, которая сильно петляет в пределах города, не выходящего “фасадом” к реке.

            Вскоре после начала городских построек, причаливаем у большой луговины на правом берегу перед резким левым поворотом. Ориентир – хорошо видная с воды продолговатая водонапорная башня темно-красного кирпича. Башня находится рядом с железнодорожной станцией, куда мы доходим по хорошей асфальтированной дороге за несколько минут, чтобы сделать отметки в маршрутных книжках.

 Примерно через 25 мин. после начала городских построек проходим под железнодорожным мостом. Далее - на правом берегу электропод­станция 110/35 кВ, реку пересекают ЛЭП 110 и 35 кВ. Ниже проходим пешеходный навесной мостик. Видное еще издали здание городской больницы на высоком правом берегу в сосновой роще обходим почти со всех сторон – так петляет река. Прохождение города заняло более часа.

Сразу за городом расположены плотина и остатки ГЭС. По нашей воде подпора у плотины не было, достаточно сильное, ровное течение до самой плотины. Здание ГЭС располагается на правом берегу и хорошо видно с наплыва. Водосброс идет через все русло, поверх какого-то залитого препятствия (по словам местных – там бревна со скобами). Через все русло образуется несколько стоячих валов высотой около 70 сантиметров, которые постепенно выполаживаются и превращаются в обычную струю. Перепад на плотине около метра, если не больше. Перед плотиной можно пристать к любому берегу, выход одинаково неудобный. Обнос в случае необходимости - по левому берегу. Внимательно осмотрев препятствие, мы приняли решение о прохождении. Сначала прошел катамаран, затем он встал на страховку в улове у левого берега и пошли байдарки. В экипаже Васильева-Сундукова, по просьбе его капитана, вместо него препятствие проходил Б. Карабин. Сразу за сливом на левом берегу, на песчаном косогоре оборудованная стоянка, где мы и пообедали. На препятствии также проводились занятия по технике траверса струи и по динамике речного потока.

Через 5 мин после плотины проходим под шоссейным мостом. Река делает большую петлю, чуть ли не замыкая круг. Берега поросли молодым сосновым лесом.

Ниже места более открытые, чем до города. Берега часто покрыты вербами и кустарником, справа примерно через час хода видна вдали деревенька. Вскоре река делает генеральный изгиб, меняя направление с южного на юго-западное. Здесь мы и остановились на ночлег, на высоком правом берегу, прямо на резком левом повороте (судя по карте и местности – очень похоже на окрестности высоты 212) . Берег ровный, поросший старым сосново-дубовым лесом. К реке выходит проселочная дорога. На следующий день выяснилось, что чуть ниже расположены оборудованные и видимо часто посещаемые автомобилистами стоянки. Течение на этом участке ровное, но небыстрое – около 3 – 4 км/час.

Далее река сохраняет характер: небольшие перелески чередуются с полями и лугами, русло сильно петляет, течение более-менее ровное, но небыстрое. Нередко основное русло от залитого луга отделяется только узкой гривкой, покрытой прошлогодней травой. Примерно через 1.5 часа хода влево от основного русла уходит широкий залив (скорее всего – старица), на берегу которой видны дома. Основное русло огибает это место по широкой дуге влево. Ниже, справа к реке подходит гравийная дорога, хорошо видная с воды. В двух местах к реке сделаны съезды и стоят дорожные знаки. Возможно, летом здесь броды или переправы. Вдалеке справа видны строения. На берегах в основном отдельные группы деревьев, кустарник, леса мало. Он стоит вдали от воды плотной темно-зеленой стеной, с каждым извивом реки незаметно подступая ближе и ближе к воде.

Примерно через 45-50 мин. хода после съездов к реке, ее пересекает большой бетонный шоссейный мост. За ним на левом высоком берегу видны дома д. Кордон. За селением — высокий косогор (Л), поросший елями; далее хороший лес (Л), река суживается и втягивается в довольно глубокий коридор, образованный высокими обрывистыми берегами, поросшими высоким хвойным лесом. Если бы берега были каменистыми, самым подходящим эпитетом для этого места несомненно было бы «ущелье». Течение хорошее.

Примерно через 10-15 мин. хода на левом повороте в русле небольшой островок у правого берега. За ним в русле по всей ширине наблюдалось вполне ощутимое волнение типа морской «мертвой зыби». Возможно, здесь поток проходит над очень глубоко расположенным препятствием. Длина этого участка – около 150 м, затем, еще через 300-350 м второй участок с волнением. Через несколько минут сплава на правом повороте –  низкий островок у левого берега.

Через 10—15 мин подходим к самому серьезному препятствию маршрута — Вережуйским порогам.

Первая ступень начинается в конце небольшого зигзага русла вправо-влево. Бросающегося в глаза ориентира начала порогов нет, но слышен несколько повышенный шум воды и с наплыва видны барашки на урезе воды. Первая ступень в нашу воду представляла собой выраженный слив через все русло с валами в основной струе до 0.6м. В центре слив чистый, слева у берега – камни, справа – низкие деревья и кусты над водой. Ширина русла около 40 метров, скорость течения 6-6.5 км/час. Струя идет ближе к левому берегу. За сливом у обоих берегов улова. Длина ступени около 150 метров.

Вторая ступень начинается через 60-70 м после первой, на небольшом левом повороте. Она также имеет выраженный слив, но русло здесь разделено на несколько частей: в центре русла вдоль реки лежит большой ствол дерева комлем вверх по течению. Перед комлем дерева – водяная «подушка» высотой около 20 см, по обе стороны ствола и за него тянется длинная «тень». Левее ствола проход кажется чистым, но мелководным. Между комлем и правым берегом расположена каменистая отмель, делящая проход на две неравные части: между отмелью и деревом в русле достаточно широкий и чистый проход со сливчиком и валами до 0.6 м после него; самый правый проход – узкий и струя из него уходит под нависающие кусты правого берега. Длина ступени около 100 метров. Далее следует быстроток около 100 м, до плавного левого поворота, на котором начинается третья ступень.

Третья ступень в нашу воду не имела явно выраженной ступени и больше походила на классическую шиверу, залитую водой. Уклон на этом участке явно выше, чем на соседних. В начале участка правая треть русла отделяется от основного потока узкой продольной грядой, покрытой засохшей прошлогодней травой. Гряда настолько ровная, что мы не исключаем ее искусственного происхождения. Основной проход слева от гряды осложнен толчеей коротких и крутых валов до 0.5 м и тремя локальными «бочками» - одна ближе к левому берегу почти в начале ступени, две других – уступом вправо у нижнего конца гряды. Последняя – самая крупная, высотой около 0.6 м. После конца гряды по всему руслу валы высотой до 0.7 м на протяжении около100 м. Далее валы выполаживаются. Концом порогов можно считать довольно крупный правый приток (шириной около 5 м, судя по карте это руч. Светлый), впадающий в Двину под углом 45 град. и образующий небольшой заливчик в устье. Поднявшись по нему метров 30, мы вытаскивали суда на берег и выносили их на проходящую здесь вдоль берега дорогу для обноса всех порогов. Дорога ведет к лесоразработкам, о чем говорят сложенные невдалеке штабеля бревен.

В нашу воду прохождение всех порогов не должно вызывать трудностей у теоретически подкованных туристов с опытом хотя бы полноценной «единички». Линия движения читается с воды, проходы для байдарок и катамаранов есть везде. В то же время, высота валов такова, что груженая байдарка без фартука неизбежно наберет достаточно много воды, а при попадании в «бочку» или навале на дерево в русле или отмель рядом с ним, вполне возможен оверкиль. Улова также достаточно мощны, чтобы перевернуть неопытный экипаж. Поэтому для неопытных групп мы рекомендуем осмотр порогов, который можно сделать по любому берегу, но лучше – по левому. Разведка порогов займет 20—25 мин, прохождение (в апреле — мае) — менее 5 мин.

В межень пороги, скорее всего, станут сложнее, поскольку проходы станут узкими, мелкими, обнажатся камни, а скорость течения вряд ли намного уменьшится. Может потребоваться разгрузка судов, прохождение по одному в байдарке, а при недостаточном опыте экипажей — проводка. В районе порогов ширина реки в большую воду 40—50 м, берега высокие, крутые, лесистые. Со стоянками выше порогов и ниже их проблем нет - кругом хвойные леса. Однако на самих порогах приличную стоянку мы нашли только в конце первой ступени на самом верху берегового откоса, на краю лесопосадки. Здесь наши группы провели дневку, посвятив ее отработке техники преодоления препятствий. Для туристов, никогда ранее не видевших порогов (а таковых в наших группах было немало) эти занятия оказались достаточно полезными.

После порожистого участка течение замедляется. В конце заметного прямого отрезка, примерно в 45 мин от порогов, в Западную Двину слева впадает большой приток Велеса. Ниже него река сразу расширяется до 100 м, но через четверть часа, после залива справа, вновь сужается до 70 м. Берега становятся безлесными,  у воды остается только кустарник и группы ивовых деревьев.

Вдалеке, по обоим берегам видны селения. Река сильно петляет. Основное русло зачастую отгорожено от залитых водой лугов только узкими полосками земли, покрытой гребешками прошлогодней жухлой травы. Проходим д. Солову (Л), устье небольшого притока и большую д. Брод (П). Места открытые, лес виднеется вдалеке, течение хорошее. В получасе хода от д. Брод проходим под бетонным шоссейным мостом (которому проходит обычная грунтовка) перед с. Севастьяново (П), раскинувшимся на открытом берегу. Здесь есть столовая и магазин. Ходовое время от порогов до Севастьянова примерно 4 часа. Между Бродами и Севастьяновым в перелеске находим место для стоянки. Хороших дров немного, но нам хватило.

Ниже Севастьянова ширина реки около 70 м, течение сильно ослабевает, лес виден вдали, на горках правобережья. На широкой пойме большие разливы. На правобережье видны д. Селище, д. Белянкино и другие. У с. Шишово (Л), в районе шоссейного моста, разлив сужается, но еще не оканчивается. Слева селение, молокозавод; справа — ремонтные мастерские. По правому берегу есть магазин. Ходовое время от Севастьянова до Шишова – чуть больше двух часов. На этом участке очень заметна разница в ходе байдарок и катамарана. Недалеко от моста находим площадку для разборки и просушки судов. Водная часть маршрута окончена.

Выводы и рекомендации

Пройденный маршрут соответствует первой категории сложности. Может быть рекомендован другим группам для прохождения в период с конца апреля до середины сентября. В летний период маршрут можно рекомендовать и для групп с детьми, при условии соблюдения мер безопасности. Поставленные задачи группы выполнили. Все участники показали хорошую спортивную, туристскую и общефизическую подготовку, повысили свой спортивный уровень и готовы к прохождению более сложных маршрутов.

В это время года в данном районе много клещей, хотя про энцефалит местные жители и не говорили, но возможно, стоит включить в состав аптечки гамма-глобулин.


 

Приложение 1

Групповое снаряжение (указано снаряжение, применявшееся в обеих группах)

Наименование и краткая характеристика

Кол-во

Общий вес (кг)

Катамаран – четверка, с комплектом веревок для скруток, чалки, спас-конца, карабином. Длина - 5 м, ширина одной гондолы – 0.7 м, высота гондолы – 0.42 м, по 2 баллона в гондоле ширина рамы – 2 м, набор – из дюралевых труб 40 х 1.5

1

22+25 (гондолы + набор)

Весло катамаранное, с рукояткой

5

5 х 1.2=6

Байдарка «Таймень-2» с обвязкой, чалкой, спасконцом и емкостями непотопляемости

3

3 х 35=105

Тележка разборная,  для перевозки байдарки и вещей

1

7

Байдарка самодельная, каркасно-надувная, габариты 4.56 х 0.75 х 0.31 м, с обвязкой, чалкой, спасконцом, юбками

1

17

Байдарка самодельная, каркасно-надувная, габариты 5.00 х 0.82 х 0.35 м, с обвязкой, чалкой, спасконцом, юбками

1

19

Каяк каркасно-надувной, самодельный, габариты 4.00 х 0.62 х 0.3 м, с обвязкой, чалкой, спасконцом, юбкой

1

10

Весло байдарочное, дюралевое, с поплавками

11

11 х 1.5=16.5

"Чулок" бросательный с репшнуром 5 мм, длиной 40м 

2

2 х 1.5=3

Репшнур 8мм, длиной 40 м

2

2 х 2=4

Карабин "Ирбис"

6

6 х 0.08=0.48

Палатка трехместная, с тентом, стойками, колышками

4

18

Палатка двухместная, с тентом, стойками, колышками

2

4

Топор большой с чехлом

1

2

Топор малый с чехлом

3

3 х 0.9=2.7

Пила-ножевка с чехлом

2

2 х 0.25=0.5

Пила лучковая двуручная с чехлом

1

0.45

Таганок (нерж. трубка)

2

2 х 0.4=0.8

Котлы (4.5 и 6 л; 8 и 11л. нерж. сталь 0.5 мм)

по 1 шт.

3

Половник

2

0.3

Нож кухонный, нерж.

2

2 х 0.1=0.2

Рукавица костровая, брезентовая

2

2 х 0.1=0.2

"Скатерть" полиэтиленовая

2

2 х 0.1=0.2

Ремнабор групповой

2

2 х 2.3=4.6

Ремнабор судовой

6

6 х 0.35=2.1

Аптечка групповая

2

2 х 2.1=4.2

Фонарь электрический

6

6 х 0.3=1.8

Тент общественный полиэтиленовый, 4 х 3 м,  с веревками

2

2 х 1.5=3

Фотоаппарат "Зенит" со сменной оптикой, в гермоупаковке

1

2

Фотоаппарат «Олимпус» в гермоупаковке

1

0.3

Фотопленки запасные

2

0.1

Спички в гермоупаковке, коробков

4

0.2

Вес снаряжения для группы №1 составил примерно126 кг, для группы №2 – 158 кг.


Приложение 2

Список личного снаряжения

А)        Кеды "мокрые" (или другая обувь для сплава)                - 1 пара

Ботинки с рифленой подошвой и рантом                        - 1 пара

Носки: шерстяные                                                               - 3 пары

простые                                                                    - 1 пара

безразмерные, синтетические                               - 1 пара

Костюм спортивный, шерстяной                                      - 2 компл.

Рубашка х/б                                                                          - 1 шт.

Свитер шерстяной (или жилет)                                         - 1 шт.

Шапочка шерстяная                                                            - 1 шт.

Шапочка от солнца                                                             - 1 шт.

Плавки                                                                                  - 1 пара

Белье нижнее                                                                                   - 2 смены

Костюм штормовой                                                            - 1 компл.

Костюм защитный (на гидрокостюм), капроновый        - 1 компл.

Накидка от дождя полиэтиленовая                                   - 1 шт.

Очки от солнца                                                                    - 1 пара

 

Б)        Гидрокостюм                                                                                  - 1 компл.

Каска хоккейная                                                                  - 1 шт.

Спасжилет объемом не менее 15 л.                                  - 1 шт.

Нож-стропорез в ножнах                                                    - 1 шт.

Обвязка грудная и беседка,  2 карабина альпин.             - 1 компл.

Гермоупаковки для вещей, снаряжения и продуктов,

в т.ч. гермовкладыш в рюкзак                                            - 2-4 шт.

Коврик спальный                                                                - 1 шт.

Мешок п/э для коврика                                                       - 1 шт.

Мешок спальный                                                                 - 1 шт.

К.,Л.,М.,Н.                                                                            - 1 компл.

Хозпакет:

спички в гермоупаковке                                                  - 1 кор.

плексиглас (обрезки)                                                       - 10 см2

фотопленки запасные                                                      - по необходимости

блокнот и ручка                                                               - 1 компл.

веревки для привязывания снаряжения, страховки     - 1 компл.

запасная батарейка к фонарику                                     - 1 шт.

проволока, шнурки, лейкопластырь

нитки и иголки

Личная аптечка (при необходимости)                              - 1 компл.

Фотоаппарат (по желанию)                                                           - 1-2 шт.

Фонарик (по желанию, кроме общественных)                - 1 шт.

Компас                                                                                 - 1 шт.

Туалетные принадлежности: мыло, зубная щетка

 и паста, полотенце, бумага туалетная                  - 1 компл.

 

В зависимости от применявшегося снаряжения, вес данного комплекта, приходящийся на одного участника колебался от 10.5 до 15 кг.

 


Приложение 3

Групповой ремнабор:

А) ИНСТРУМЕНТЫ:

пила-шлицовка по металлу                                                - 1 шт.

напильник трехгранный                                                     - 1 шт.

надфиль квадратный                                                           - 1 шт.

микрозубило (из дюбеля)                                                   - 1 шт.

керн (из дюбеля)                                                                 - 1 шт.

ножницы                                                                              - 1 шт.

коловорот                                                                             - 1 шт.

сверла диаметром 2.5,  3,  3.5,  4,  8 мм                            - по 1 шт.

шило                                                                                     - 1 шт.

отвертки: плоская и крестообразная                                - по 1 шт.

пассатижи                                                                            - 1 шт.

иглы швейные, разные                                                        - 10 шт.

иглы хирургические, разные                                              - 3 шт.

шкурка наждачная водостойкая                                        - 30 см2

метчики М3 и М4                                                                - по 1 шт.

кисточка для клея                                                               1 шт.

Б) МАТЕРИАЛЫ:

заплаты из тканей оболочек и баллонов                          - всего до 0.5 м2

заплаты из тканей для деки и для одежды                       - всего до 0.4 м2

клей резиновый                                                                   - 5 тюбиков по 50 мл

клей для ПХВ-материалов  (в т.ч. «Уран»)                      - 100 мл

лист алюминиевый, 200 х 40 х 1.5 мм                              - 1 шт.

проволока стальная, 2 мм                                                  - 5 м

проволока медная, 1 мм                                                     - 3 м

нитки капроновые, швейные                                             - 3 кат., разные

киперная лента                                                                    - 30 м

винты М3 х 35 с гайками и шайбами                                - 10 шт.

винты М4 х 30 с гайками и шайбами                                - 10 шт.

шурупы и саморезы разные                                                - 24 шт.

изолента х/б (черная)                                                          - 1 моток

изолента ПХВ                                                                      - 2 мотка

скотч водостойкий 50м х 5 см                                           - 1 моток

 

Общий вес группового ремнабора             - 2.3 кг.

Судовой ремнабор:

иглы швейные, разные                                                        - 3 шт.

шкурка наждачная водостойкая                                        - 10 см2

заплаты из тканей оболочек и баллонов                          - всего до 0.2 м2

клей резиновый                                                                   - 2 тюбика

клей "Уран"                                                                         - 1 тюбик

нитки капроновые, швейные                                             - 1 катушка

киперная лента                                                                    - 10 м

изолента ПХВ                                                                      - 1 моток

лейкопластырь (или скотч водостойкий): 5м х 5см        - 1 моток

 

Общий вес судового ремнабора - 0.35 кг.

 


Приложение 4

Групповая аптечка

Бинт стерильный (10м х 5 см)                                           - 3 шт.

Бинт стерильный (10м х 10 см)                                         - 3 шт.

Бинт эластичный, ленточный                                            - 2 шт.

Бинт эластичный, трубчатый (разный)                            - 2 шт.

Вата хирургическая                                                             - 1 упак.

Лейкопластырь (5м х 3 см )                                                           - 1 шт.

Лейкопластырь бактерицидный                                        - 6 упак.

Йод                                                                                        - 10 мл

Раствор бриллиантового зеленого                                    - 10 мл

Нашатырный спирт                                                             - 10 ампул

Марганцовокислый калий                                                  - 5 г

Клей БФ-6                                                                            - 1 тюбик

Аспирин                                                                               - 30 табл.

Этазол                                                                                              - 20 табл.

Бесалол                                                                                 - 18 табл.

Сульфален                                                                            - 20 табл.

Валокордин                                                                          - 10 ампул

Но-шпа                                                                                 - 1 упак.

Седуксен                                                                              - 12 табл.

Валидол                                                                                - 12 табл.

Баралгин                                                                               - 12 табл.

Бисептол-480                                                                                   - 36 табл.

Эритромицин                                                                      -. 40 табл.

Анальгин                                                                              - 30 табл.

Фталазол                                                                               - 20 табл.

Димедрол                                                                             - 10 табл.

Активированный уголь                                                       - 20 табл.

Полимиксин                                                                        - 3 упак.

Сода питьевая                                                                      - 50 г

Термометр медицинский                                                   - 1 шт.

Ланцет                                                                                  - 1 шт.

Зажим хирургический                                                        - 1 шт.

Спирт медицинский                                                                       - 250 мл

 

Общий вес аптечки с упаковкой - 2.1 кг.

 


Приложение 5

Организация питания в походе

Питание в походе было организовано следующим образом: для активной части маршрута были составлены 3 рациона. Продукты для каждого рациона закупались, проходили предпоходную обработку, фасовались и хранились у той пары дежурных, которая и должна была их готовить в походе. Все "делимые" продукты (крупы, сухари и т.д.) были расфасованы на разовые порции, остальные - точно взвешены, чтобы можно было на месте более-менее точно определить размер разовой порции.

Кроме того, был предусмотрен "неприкосновенный" запас продуктов, который должен был быть использован при возможной задержке на активной части маршрута, либо послужить основой питания при отъезде после окончания активной части маршрута. Эта часть продуктов была равномерно распределена среди всех участников.

Наконец, третья часть продуктов, предназначенная для питания на подъездах, была закуплена и упакована отдельным местом для облегчения и ускорения организации питания в дороге. Кроме того, в смету расходов была заложена возможность пользоваться предприятиями общественного питания.

Вся предпоходная подготовка продуктов в группе велась под руководством завхоза. С учетом категории сложности, района путешествия и сроков его проведения, а также предполагаемого графика движения, была выбрана схема трехразового горячего питания с мясным завтраком, обедом из первого и третьего блюд и мясным же ужином (в теплый период ужин у нас практикуется молочный). Продукты на завтрак и обед подбирались так, чтобы некоторую их часть можно было использовать как "карманное" питание на ходу, а вместо горячего обеда устроить холодный перекус при необходимости.

Средний вес дневного рациона на одного участника не превышал 800 г. при калорийности около 3000 ккал. При этом надо учесть, что в рационах практически не было никакой "экзотики". Один из рационов специально был сделан несколько более объемным и калорийным, чем остальные, чтобы в случае необходимости использовать его (пусть даже и вне очереди) в дни после больших физических нагрузок. При выходе на маршрут завхоз имел при себе следующую документацию:

а) состав каждого рациона с указанием его веса, калорийности, количества белков, жиров и углеводов;

б) список продуктов "неприкосновенного" запаса с указанием их веса и имени участника, несущего тот или иной продукт;

в) список продуктов и примерные рационы питания на подъездах с указанием имени участника, несущего эти продукты;

г) расчетный график движения группы на маршруте.

Каждая пара дежурных имела при себе следующую документацию:

состав своего рациона с указанием норм закладки продуктов;

список продуктов "неприкосновенного" запаса с указанием их веса и список продуктов с примерными рационами питания на подъездах.

Дежурство начиналось с обеда и заканчивалось мытьем котлов после завтрака. Такая система позволяет равномерно разгружать участников (поскольку точно известно сколько "теряет" каждая пара дежурных за сутки), экономит время, (т.к. распаковываются в обед в основном только вещи дежурных, а утром они имеют возможность собираться одновременно с приготовлением завтрака) и обеспечивает дежурным максимальные удобства в работе, т.к. два раза из трех они готовят пищу на одном и том же месте. Наконец, жизнь завхоза в походе, хотя бы отчасти, напоминает жизнь простого человека, т.к. каждый дежурный точно знает (имея рацион на руках) - что, когда и как он должен готовить, а винить во всех недостатках предпоходной подготовки и обработки продуктов  ему приходится только себя, что благотворно сказывается на настроении остальных членов группы.

Описанная система питания  давно отработана в походах, полностью оправдала себя и на этом маршруте и не вызывала нареканий у участников. Ниже приведены списки основных продуктов и разовые нормы выдачи для активной части маршрута,  НЗ и для подъездов.

Наименование продукта

Разовая норма выдачи на 1 чел., грамм

Хлеб черный, белый

80-90

Сухари

50

Вермишель

100

Крупа (гречка, рис, пшено, ячневая и т.п.)

70

Крупа мелкого помола (манка, кукуруза и т.п.) а также геркулес

50

Тушенка

60-70

Колбаса вареная / полукопченая

60 / 40

Сало, корейка, грудинка

30-35

Масло сливочное

20

Сахар (на весь день, на 1 человека)                                                          90-100

Конфеты шоколадные / карамель, шт.

1 / 3 шт.(»15 / 25 гр.)

Халва

50

Сыр

40

Изюм, курага, чернослив, сухофрукты

20-30

Чай

1,5-2

Какао

8-10

Молоко сухое

20

Картофельное пюре (порошковое)

30

Лук, чеснок

20-25

Соль (на весь день, на 1 человека)                                                            2-2.5

Суп из пакетиков

1/3 пак.

 

Состав продуктов "сухого пайка" на подъездах и нормы выдачи на 1 чел. на 1 раз.

 

Колбаса вареная                                           50 г

Корейка                                                        40 г

Сыр                                                                40 г

Сухари белые с изюмом                              2 шт

Огурцы свежие                                             1/2 шт.

Помидоры свежие                                       1/2 шт.

Лук репчатый                                               1/4 луковицы

Консервы рыбные (шпроты)                       1/2 банки

Яйца вареные                                               1 шт

Хлеб                                                              1 кус. черн.+1 кус. бел.

Конфеты (шоколадные/карамель)             1 / 2 шт

Пряники                                                        2 шт

Печенье                                                         3 шт

Пакетик с чаем или кофе                            1 шт.

Сахар-рафинад                                             4 кус.

 

Состав продуктов "неприкосновенного запаса" в пересчете на одного участника.

 

Колбаса п/к                                                  100 г

Сахар                                                             50 г

Сыр                                                                60 г.

Чай                                                                2 пак.

Консервы рыбные                                        1 банка

 


Приложение 6

 

                Смета расходов

 

Поскольку обратные билеты удалось взять только вразбивку, в вагоны разного класса, а также, поскольку расходы при подъездах были неодинаковы, ниже приводится список вариантов статей расхода в пересчете на одного участника.

 

Наименование статьи расходов

 

Затраты на одного участника, руб.

Стоимость проезда: Балашиха-Рижский вокзал, с вещами («Газель»)

100

Стоимость проезда в плацкартном вагоне Москва-Зап.Двина (полный)

183

Стоимость проезда в общем вагоне Зап.Двина – Москва (полный)

147

Стоимость постельного белья в плацкарт. вагоне Москва-Зап.Двина

29.6

Стоимость автозаброски от ст. Зап.Двина до оз. Охват

110

Стоимость проезда купейном вагоне Зап.Двина – Москва (школьный)

197

Стоимость проезда в автобусе Шишово – Зап.Двина

28

Стоимость провоза багажа в автобусе Шишово – Зап.Двина

5

Стоимость питания на маршруте

134

Стоимость питания на подъездах

31

Прочие расходы на общественные нужды (снаряжение, фото, оформление отчета и т.д.) 

28

 



1) Поскольку мы начинали сплав от пос. Бобровец, эта часть описания приводится по другим отчетам и воспоминаниям участников наших групп, бывавших на этом маршруте ранее.

2) Здесь и далее: сокращения (П) и (Л) обозначают расположение объекта на правом или левом берегу,  соответственно.

Приложение 7

Картографические материалы, кроки препятствий.

 

Карта района похода в масштабе 1:200 000.

Условные обозначения:

 

-                  точки начала и конца сплава.

-                  места ночевок.


Схема первой и второй ступеней Вережуйских порогов

Схема третьей ступени Вережуйских порогов

Сайт управляется системой uCoz